Потом Иисус сказал им: - Если кто желает быть Моим последователем, пусть отречется от себя и, изо дня в день беря свой крест, следует за Мной.Потому что тот, кто хочет спасти свою жизнь, потеряет ее, а тот, кто потеряет свою жизнь ради Меня, тот спасет ее.(Лук.9:23,24)
Как «отречься себя»? Кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником. (Лк. 14, 33).
Не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца. (Ин. 5, 30).
Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.(Ин. 12, 25).
Воля, которая действует в сердце человеческом, бывает трояка: первая – от диавола; вторая – от человека; третья – от Бога; к двум первым не благоволит Бог, а (благоволит) только к той, которая от Него. Рассмотрите же самих себя и, отвергнув все стороннее, одну Божию волю возлюбите. Ибо немаловажно для человека постоянно уразумевать волю Божию во всем. Уверяю вас, что если не оставит человек всей воли сердца своего и не отвергнется себя во всем, и не отбросит от себя всего богатства и имения своего, и не покорится Господу, чрез повиновение отцам своим духовным, – то ни познать не возможет воли Божией, ни исполнить ее и лишен будет последнего благословения.
Преподобный Антоний Великий (251-355).
Отвергнуться себя значит отвергнуть хотения своей воли и своих разумений.
Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).
Отсечение же своей воли состоит в том, чтобы в добром отсекать свою волю и исполнять волю Святых, в худом же и самому собою убегать зла.
Преподобный Иоанн Пророк (VI век).
Мы должны разгружать друг друга, когда видим, что человеку тяжело; нужно подойти к нему, взять на себя его груз, облегчить, помочь, чем можно, так поступая, входя в других, живя с ними, можно совсем отречься от своего я, совсем про него забыть.
Св. праведный Алексий Мечев (1859-1923).
Сделаться иным, чем прежде был, не по естеству, но по внутреннему состоянию: сребролюбцу отречься от сребролюбия, славолюбцу от славолюбия, блуднику и прелюбодею от нечистой похоти, гневливому и злобному от гнева и злобы, гордому от гордости, немилостивому от жестокосердия своего, словом, злонравному от злонравия своего отречься. Знаешь ли, что делают люди, когда видят, как иных, которых не любят, бьют и уязвляют, или другое какое зло им причиняют? Нерадят и небрегут о них, и не имеют к ним никакого сожаления. Это к себе приложи и поступай с собой, как со врагом, которого не любишь, отсеки волю твою и не делай того, что ей угодно. Презри и возненавидь себя для блага же твоего, и не люби во зло. Когда велит Христос отречься, то подразумевается отречение от злонравия и злой воли нашей, как выше сказано, ибо без того не можем угодить и последовать Ему. Послушание, которое христианин должен своему Богу оказывать, состоит в том, чтобы он волю свою воле Божией во всем старался покорять, и что Бог ни повелевает, ко всему тому охоту свою показывать, и не смотреть, что миру или плоти угодно, но что Богу благоугодно, как и апостол написал: Поступайте, как чада света (ибо плод духовный есть во всякой благостыни, правде и истине), испытывайте, что благоугодно Богу (Еф. 5, 8–10).
Святитель Тихон Задонский (1724-1783).
Христос Спаситель наш рек о Себе: не ищу воли Моея, но воли пославшаго Мя Отца (Ин. 5, 30). И имея в виду горькую чашу страданий, преклонь колена, моляшеся, глаголя: Отче, аще волиши мимо нести чашу сию от мене; обаче не Моя воля, но Твоя да будет (Ср.: Мф. 26, 39). Сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе. Взирая на Него, Начальника веры, терпением да течем на надлежащий нам подвиг...
Преподобный Моисей Оптинский (1782-1862).
Грех настолько усвоился нам при посредстве падения, что все свойства, все движения души пропитаны им. Отвержение греха, сроднившегося душе, стало отвержением души. Такое отвержение души необходимо для спасения души.
Для спасения себя сделалось совершенною необходимость отречение от себя, от своего падшего «я», не сознающегося в падении. Доколе это «я» существует, дотоле Христос не может принести нам никакой пользы. Иже не возненавидит душу свою, не может быти Мой ученик Лк. 14, 26. Совершает это отвержение тот, кто непрестанно изучает Евангелие и старается оживлять его в себе всей деятельностью своей…
Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867).
Что же значит – отвергнуться себя? Не обращать внимания, не замечать себя; бранят – не огорчаться, хвалят – не радоваться, как будто и не о нас речь.
Мира нужно отвергнуться, не того мира, в котором светит яркое солнце, не того, в котором цветут прекрасные цветы, – нет, через этот мир мы только познавать можем Творца, прославлять.
От другого мира нужно отвлечься, от того, который апостол Иоанн называет «мир прелюбодейный и грешный».
Мир этот движется на адской колеснице, у которой три колеса, о которых тоже говорит святой апостол. Колеса эти – похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. Этими тремя колесами колесница мира и движется прямо в пропасть адову, в царство сатаны. Серафим (Звездинский), еп. Дмитровский (1883– ок. 1937).
Что значит убирать свое «я»?.. Насколько я не беру себя в расчет, настолько я изгоняю свое «я». И, отсекая нашу волю, нашу слабость, наш покой, мы тоже удаляем свое «я».
Если человек не возделывает в себе жертвенного духа, то он думает только о себе и хочет, чтобы ради него и другие жертвовали собой. Но тот, кто думает только о себе, попадает в изоляцию и от людей, и от Бога – в двойную изоляцию – и Божественной благодати не приемлет... И наоборот: о том, кто не думает о себе, но постоянно, в хорошем смысле этого слова, думает о других – о таком человеке все время думает Бог. И потом другие люди тоже думают о нем. Чем больше человек забывает себя, тем больше помнит о нем Бог.
Духовной жизни без жертвы быть не может. Помните хоть немножко о том, что существует смерть. И раз нам все равно умирать, не будем слишком себя беречь. Не так, чтобы не беречься во вред здоровью, но и не так, чтобы преклонять колени перед покоем. Я не призываю бросаться в опасные приключения, но надо же, брат ты мой, иметь и маленечко героизма!
Старец Паисий Святогорец (1924-1994).
Раз война – про всё забудь
И пенять не вправе.
Собирался в долгий путь,
Дан приказ: «Отставить!»
Сколько жил – на том конец,
От хлопот свободен.
И тогда ты – тот боец,
Что для боя годен.
И пойдешь в огонь любой,
Выполнишь задачу.
И глядишь – еще живой
Будешь сам впридачу.
Поэт Александр Твардовский (1910-1971) (Из поэмы «Василий Теркин»).
Комментариев нет:
Отправить комментарий